СМЕРТНОСТЬ ОТ COVID-19: ДАННЫЕ КРУПНЕЙШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ

25 мая 2020 г.
1995

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ 

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 

Команда ученых анализировала следующие данные: статистику и результаты массовых анализов исследуемого района, а именно — реальные масштабы заражения и реальное количество смертей от вируса. В результате удалось более точно установить летальность вируса (Infection fatality ratio, то есть относительно реальных случаев заражения), а также то, какими демографическими потерями может угрожать миру эпидемия. Вывод итальянской группы ученых: коронавирус может убить около 1% населения такой страны, как Италия. 

Ключевой задачей исследования было исключение всех неопределенностей, связанных с особенностями учета зараженных и умерших от воздействия вируса. Очевидно, инфицированные во время эпидемии учитываются плохо; в разных странах и в разное время уровень недоучета различается — он зависит от стратегии тестирования, принятой в каждый момент. 

ФОТО: MARCO ALPOZZI / LAPRESSE / ZUMA / SCANPIX / LETA 

Так, в Италии в феврале и в начале марта тест на вирус делали лишь тем, у кого были ярко выраженные симптомы болезни — и то, в основном, только если их госпитализировали. В России в феврале и в первой половине марта тестировали людей, которые прибыли из «опасных стран», а потом — тех, у кого были симптомы и кто обратился к врачу. Лишь в апреле стали делать больше тестов «рандомно», чтобы охватить все группы населения. 

При учете смертности данные более корректные, хотя есть нюансы — многие умерли не в больницах, а у себя дома или в домах престарелых и не попали в статистику «жертв коронавируса». 

В исследовании (по данным из всей Северной Италии) утверждается, что официальные цифры смертности от инфекции были занижены вдвое. New York Times публикует данные о «неучтенных» смертях и в других странах. Этот двойной недоучет стал основой для разных конспирологических версий. Многие эксперты отмечали, что урон от коронавируса не выше, чем от обычного гриппа. 

Именно поэтому в новой работе итальянские ученые изучали данные, независимые от официальной статистики по коронавирусу, в семи муниципалитетах (10 маленьких городков) к югу от Милана, в регионе Ломбардия. Этот район был эпицентром всей итальянской эпидемии. Всего в нем живут 47 тысяч человек. 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ 

ЧТО ПРОИСХОДИЛО В ЗОНЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 

21 февраля, когда стало ясно, что эпидемия на этой территории выходит из-под контроля, границы муниципалитетов перекрыли, а внутри района ввели полный карантин. Это немедленно прервало цепочки заражения. Однако до закрытия района вирус успел распространиться за пределы охваченных болезнью муниципалитетов. Из-за этого образовались новые очаги, например, в Бергамо к северо-востоку от Милана, а также в соседних с Ломбардией регионах Эмилия-Романья и Пьемонт. 

Исследователи сравнили данные о числе смертей с конца февраля по начало апреля 2020-го с данными за тот же период в предыдущие пять лет. Так получили данные об «избыточной смертности». Выходит, что смертность за эти 40 дней в 2020-м почти в пять раз выше, чем в предыдущие годы: 341 умерших против 70.

Информацию о числе смертей в исследуемом районе, а также о возрасте и поле умерших собирает Итальянский институт статистики (INSTAT). В 2020-м году собрана статистика по 4 апреля включительно. Исследователи сравнили данные о числе смертей с конца февраля по начало апреля 2020-го с данными за тот же период в предыдущие пять лет. Так получили данные об «избыточной смертности». Выходит, что смертность за эти 40 дней в 2020-м почти в пять раз выше, чем в предыдущие годы: 341 умерших против 70. В последние дни выборки «избыточная смертность» почти не наблюдалась, так что исследователи заключили, что появление новых данных (о смертях после 4 апреля) уже не изменит картину. 

В том же районе после окончания эпидемии провели исследование десятков доноров крови на антитела к вирусу. На основании этих данных ученые подсчитали, что уровень заражения вирусом составил по разным городам от 21% почти до 80%, а в среднем по району — около 40% населения. Эта доля была бы значительно выше, если бы не локдаун, введенный 23 февраля. 

Предыдущие исследования эпидемии коронавируса, в которых были относительно точно известны и численность зараженных, и число умерших, имели малую выборку. 

Так, уровень «избыточной смертности» может быть связан не только с самой эпидемией, но и с мерами борьбы с ней: смертность от автомобильных аварий и убийств в условиях карантина должна была снизиться, а потери от других болезней — возрасти из-за того, что врачи занимались больными с вирусом.

Разумеется, в исследовании остался высокий уровень неопределенности. Так, уровень «избыточной смертности» может быть связан не только с самой эпидемией, но и с мерами борьбы с ней: смертность от автомобильных аварий и убийств в условиях карантина должна была снизиться, а потери от других болезней — возрасти из-за того, что врачи занимались больными с вирусом. Однако ученые исходили из того, что все это дает явно намного меньшую разницу, чем пятикратное повышение по сравнению с «базовой» смертностью. 

В семи муниципалитетах, которые первыми попали под удар эпидемии, удалось сохранить работоспособность системы здравоохранения. Поэтому исследование не может ничего сказать о возможных дополнительных смертях, если кому-то из тяжелобольных, поступивших в больницы, не удастся оказать помощь из-за недостатка врачей и медицинского оборудования. В регионах, где медицинская система перегружена, летальность может быть выше. 

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ 

СТАТИСТИКА ПО ЛЕТАЛЬНОСТИ 

Доля смертей от всех случаев заражения коронавирусом — 1,29% (если верно, что в семи муниципалитетах заразились 40% населения). Одновременный учет «невыявленных» зараженных и умерших закрепил разделение на возрастные группы риска: летальность вируса для людей младше 60 лет очень мала (0,05%), а для пожилых — велика (4,25%). 

Начало эпидемии в Италии показало, что вирус, если не принимать мер по сдерживанию эпидемии, может быстро распространяться на значительную часть популяции. 

Позднее введение жестких карантинных мер не смогло помешать вирусу заразить десятки процентов жителей в самом итальянском эпицентре.

Зато локдаун спас другие регионы: чем дальше от эпицентра, тем ниже были доли зараженных и смертность на душу населения. Но даже притом что некоторые области почти не подверглись заражению, во всей Северной Италии за первые 40 дней эпидемии погибли 0,1% жителей. 

Даже вспышки, охватившие, как в Италии, только отдельные районы, приводят к росту смертности, который будет заметен в месячной статистике страны в целом. Так, https://www.euromomo.eu/graphs-and-maps показывает очень высокую «избыточную смертность» в марте в нескольких европейских странах и регионах: Испании, Франции, Бельгии, Голландии, Англии, Шотландии. Эта «избыточная смертность» от коронавируса значительно превышает таковую при самых тяжелых эпидемиях сезонного гриппа. В Италии она была отмечена в январе 2017-го года и дала вдвое меньшую «избыточную смертность», чем COVID-19 в марте 2020-го, — притом что с гриппом никто не боролся с помощью жесткого карантина. 

ФОТО: REUTERS

Именно жесткие карантинные меры, очевидно, позволили многим странам победить первую волну эпидемии. Однако из-за них же не возникло «группового иммунитета», то есть большинство людей остались «восприимчивы» к вирусу; те, кто не заразился в первой волне, могут пострадать от последующих. Так что общее число погибших будет в итоге зависеть от того, насколько власти разных стран смогут сдерживать эпидемию до тех пор, как поступит в производство эффективная вакцина (или лекарство) от коронавируса. 

Если в новые волны эпидемии вирус заразит всех доступных ему «восприимчивых», то есть 70% населения или более, каждая страна может потерять 1% граждан.

Ясно, что кратковременный (меньше двух месяцев) всплеск смертности от вируса в масштабах года будет выглядеть не так страшно. Однако при высоких уровнях распространения инфекции в популяции даже при летальности около 1% (или меньше) вирус может стать главной причиной смертности за год.

ФОТО: SHAHIN KHALAJI / UNSPLASH